Возможность трудиться в крупной компании, сделать хорошую карьеру важна для мужчин и женщин. Чтобы получить желаемую должность, соискатель должен знать, как вести себя на собеседовании. Интервью при приеме на работу – шанс продемонстрировать профессионализм, произвести правильное впечатление, больше узнать о вакантной должности.
Что нужно знать, когда идешь на собеседование
Документы об образовании, опыт и рекомендации – лишь часть того, что менеджер по подбору кадров ищет в будущем сотруднике. Учитываются поведение при собеседовании на работу, манера разговора, выбранная интонация. Знание делового этикета необходимо, чтобы пройти интервью.
Огромное значение работодатель уделяет внешнему виду, приветствию и прощанию, языку телодвижений соискателя.
Информация о потенциальном работодателе
До проведения собеседования изучите, чем занимается компания, ознакомьтесь с ее корпоративной культурой. Знания об услугах или продуктах, клиентах и конкурентах будут преимуществом перед другими соискателями.
Понимание стратегических целей организации позволит преподнести себя в выгодном свете.
Выбор одежды
При устройстве на работу отдайте предпочтение нейтральным оттенкам: черному, коричневому или темно-синему. Мужчинам подойдут традиционный костюм и галстук, а женщинам – брюки или юбка с пиджаком, деловое платье. Обувь выбирайте в соответствии с одеждой, вычищенную и аккуратную. Образ должен быть в меру строгим: недопустимы слишком высокие каблуки, мини-юбка, блузка с глубоким вырезом.
Предметы гардероба должны быть чистыми, отутюженными.
Макияж и прическа
Чистая, ухоженная кожа – главное условие успешного образа делового человека. Женский мейкап должен быть естественным: натуральные брови и ресницы, пастельные тени, спокойные оттенки румян или помады. Не злоупотребляйте тональным кремом либо автозагаром, забудьте про перламутр или блеск. Аккуратный, неброский маникюр дополнит образ.
Волосы должны быть чистыми, а прическа – сдержанной.
Конский хвост или гладкий пучок подойдут для длинных женских волос. Мужчины должны избегать использования большого количества геля или воска. Лучше всего – классическая стрижка.
Как хорошо показать себя на собеседовании
При прохождении интервью голос должен звучать уверенно, спокойно: часто интонации говорят больше, чем слова. Позитивное настроение, легкая улыбка продемонстрируют открытость, дружелюбие. Не избегайте зрительного контакта с интервьюером.
Речь должна быть правильной, плавной, лишенной слов-паразитов, а рассказ о себе и личных достижениях – последовательным. Заранее отрепетируйте ответы на типичные вопросы. Подготовьте правдивую историю из прошлого опыта, которая подчеркивает ваш профессионализм.
Учитывайте язык тела. Не в вашу пользу говорят скрещенные руки и ноги, сутулость, покусывание губ, постукивание пальцами по столу или излишняя жестикуляция. Сидите прямо, не прячьте руки.
Чтобы выглядеть естественно, попрактикуйтесь дома перед камерой.
Придите за 10–15 минут до интервью с работодателем
Пунктуальность – качество, которое обязательно оценит HR-специалист. Хорошим тоном считается приехать на собеседование чуть раньше назначенного времени. 10–15 минут хватит, чтобы собраться с мыслями или привести себя в порядок (например, поправить прическу).
В случае непредвиденных обстоятельств заранее позвоните работодателю, чтобы предупредить об опоздании.
Отключите мобильный телефон
По правилам этикета на время собеседования оставьте смартфон в беззвучном режиме вне поля зрения (например, в сумке). Любое текстовое сообщение или неожиданный звонок прервут интервью. Это правило касается всех электронных устройств.
Поприветствуйте интервьюера
Чтобы произвести хорошее первое впечатление, поздоровайтесь с HR-специалистом. Представьтесь и поясните, что компания пригласила вас на собеседование. Мужчины обмениваются рукопожатиями: используйте правую руку, не забывайте о зрительном контакте. После поступайте в соответствии с указаниями менеджера по подбору персонала.
Сидите правильно
Большинство собеседований предполагает, что кандидат размещается на стуле лицом к интервьюеру. Сидите прямо, не сутультесь, не скрещивайте ноги и руки – можете слегка облокотиться на спинку.
Сумку повесьте на край стула, положите рядом или на пол, но не держите ее на коленях.
Внимательно слушайте собеседника и отвечайте на вопросы
Соискатель должен выражать заинтересованность в том, что ему рассказывают. Пока собеседник говорит, не перебивайте его. Отвечая на поставленные вопросы, грамотно и точно формулируйте ответы, желательно немногословно.
Если вопрос непонятен, попросите повторить его.
Осторожно комментируйте затронутые провокационные темы – так иногда проверяют стрессоустойчивость.
Не стесняйтесь задавать вопросы
Интервью – шанс узнать больше о компании и вакантной должности. Чтобы получить сведения о стиле управления, рабочей атмосфере или перспективах личного роста, важно задавать вопросы работодателю на собеседовании. Если их нет, это выглядит равнодушием к вакансии и организации.
Как правильно закончить собеседование
В конце встречи повторите, что вам интересна и подходит данная вакансия. Спросите, каким будет следующий этап отбора или когда вынесут решение в пользу конкретного кандидата. Затем поблагодарите менеджера по подбору персонала за потраченное время.
Для мужчин уместно рукопожатие.
Что делать после интервью
Правила этикета предлагают написать обычное или электронное письмо с благодарностью за собеседование. Это хороший шанс напомнить работодателю о себе, продемонстрировать заинтересованность в должности. Подобный жест расскажет о вежливости и воспитанности соискателя.