Наверняка, каждый, кто время от времени прогуливается по супермаркетам или торговым центрам, замечал, что всегда кошелек или кредитка опустошаются на гораздо большую сумму, чем планировалось заранее. Вышел взять хлеба и молоко, но к кассе почему-то подходишь с полной корзинкой.
На самом деле вас вынуждают набирать больше. О невидимых уловках, с помощью которых супермаркеты и торговые центры «разводят» потребителей, далее в материале.
1. Феерия ароматов
Запахи в торговых центрах.
В отделах кулинарии и домашней выпечки специально не устанавливают мощные вытяжки, позволяя ароматам заполнить пространство. Расчет прост, аппетитные запахи разбудят рецепторы покупателей, а голодный клиент – отличный покупатель. В таком состоянии привлекательность продукции возрастает в разы, как и продовольственная корзинка потребителя. Так что если не хотите покупать лишнюю еду, сцепите зубы и проходите мимо «ароматных» отделов.
2. Свет в примерочных
Хитрый свет и зеркала с секретами в примерочных.
Многие покупатели даже не догадываются, как ловко ими манипулируют владельцы торговых точек. Сейчас речь пойдет о зеркалах и освещении в примерочных магазинов одежды. Наверняка, вы сталкивались с такой ситуацией, что в момент примерки-покупки вещь казалась идеальной, а позднее, дома кажется уже совершенно другой. И это не удивительно, ведь в примерочных кабинках висят специальные зеркала, которые делают нас стройнее и более загорелыми. То же касается и освещения, грамотно направленный свет может выгодно изменить цвет одежды, кожи и даже волос.
Расчет предпринимателей прост: чем больше покупатели нравятся себе, тем охотнее они покупают. Если вы не хотите попасться на уловку владельцев бутиков, после примерки выходите рассматривать наряд в зал. Там освещение ближе к дневному и совершенно другие зеркала.
3. Отсутствие окон и часов
Конструкции без окон.
Вам известно, что здания казино и игровых автоматов либо вообще не имеют окон, либо имеют, но сильно затемненные. Делается это для того, чтобы посетители заведения теряли счет времени, не зная, в какой позиции находится солнце. Подобным принципом руководствуются и владельцы крупных супермаркетов и торговых центров. Отсутствие окон и часов не позволяют быстро определить сколько прошло времени и люди никуда не торопятся, наслаждаются шопингом и как результат – покупают больше.
4. Кассовая лента
Пространство возле кассы.
Во многих супермаркетах кассовая лента не слишком большая, а вокруг нет никаких пустых полочек. Все это не экономии ради, а для того, чтобы покупатели не располагали слишком большим пространством для выкладки покупок, а соответственно не имели возможности тщательно присмотреться к содержимому своей тележки. То есть, вероятность того, что вы передумаете что-то оплачивать ничтожно мала, а соответственно купите больше.
5. Уютная атмосфера
Уютная атмосфера внутри магазинов.
При входе в магазины из шумного коридора торгового центра вас встречает приятная музыка, мягкий свет, стильная обстановка, а в воздухе витает приятный аромат. Все это сделано для того, чтобы задержать покупателей в торговом зале подольше и увеличить вероятность совершения покупки.
6. Перестановка
Перестановка товаров.
Если вы часто посещаете один и тот же супермаркет, то наверняка вам знакома ситуация, когда весь товар резко перемещается в другое место. Постоянные покупатели возмущаются, но послушно блуждают по магазину в поисках нужных отделов, параллельно обращая внимание и на другие товары. Этот трюк – часть хитрой схемы, разработанный для того, чтобы вам на глаза попалось больше продукции, а соответственно увеличился и размер продовольственной корзинки.
7. Искусственный ажиотаж
Полупустые полки и искусственный ажиотаж.
Если в крупных супермаркетах вам попадаются полки с броскими «дырами» – не думайте, что это работа покупателей, которые смели лучший товар. На самом деле, это проделки мерчендайзеров, которые таким образом создают иллюзию повышенного спроса. Эдакий психологический трюк, который заставляет покупателей думать: «Раз почти все разобрали, значит продукт качественный». Чаще всего все в точности наоборот. Таким образом магазины избавляются от застойной продукции. Совет: не обращайте внимание на количество единиц товара на полке, берите проверенное и в адекватных количествах.
8. Зеркала в торговом зале
Зеркала на стенах торгового зала.
Если назначения зеркал в примерочных – делать нас, покупателей, красивее, то у зеркал, развешанных в торговом зале, иная функция. Многие из них вешают в углах, где преломляется свет и рассчитаны они, в первую очередь, на неуверенных в себе, закомплексованных личностей. Дело в том, что большинство людей, автоматически разглядывают свое отражение и если увиденное их не удовлетворяет, появляется потребность что-то изменить. Например, купив красивую блузочку или платьице.
9. Феерия цвета
Привлекательные цвета.
Вероятность продать привлекательный товар гораздо выше, чем уцененный, но испорченный. Продавцы магазинов об этом прекрасно знают и используют различные хитрости, чтобы привести витрины к идеалу. Чаще всего, улучшить внешний вид продукции, помогает грамотное освещение. В свете специальных ламп, бананы приобретают красивый желтый оттенок, недоспелые помидоры превращаются в алые, а яблоки приобретают глянцевый блеск.
10. «Выгодные» предложения
Акции из серии: «Покупай больше, плати меньше».
Большинство людей охотно покупают товары крупными партиями с крупными баннерами «Акция! Всего 999 рублей». Эта уловка позволяет создать покупательский ажиотаж на пустом месте. Однако, если подумать, становится понятно, что нет никакой разницы между ценником в 1000 рублей и 999. Но магическая сила слов «акция», «распродажа» и «выгода» делают свое дело. Чтобы не тратить больше, всегда делите ценник на количество товаров и сравнивайте эту суму с ценой за единицу. Чаще всего она оказывается ничуть не ниже, а соответственно и выгоды никакой нет.
11. Иллюзия хаоса
Иллюзия хаоса в торговом зале.
Выбирая между аккуратно сложенными на полках футболками и хаотично развешанными вещами, не сортированными по цветам, покупатель бессознательно выберет второе. Отсутствие порядка как-бы намекает, что именно этот стенд пользуется спросом, а значит там хранится самое лучшее. На самом же деле, продавцы просто пользуются приемами психологического воздействия на клиента, а на таких вешалках чаще всего размещают товары из старых коллекций.
12. Кафе внутри торговых центров
Кафе и ресторанчики открытого типа внутри торговых центров.
В любом торговом центре есть небольшие кафе и ресторанчики. Чаще всего они имеют открытую планировку и представляют собой эдакий проходной двор: маленькие столики, неудобные стулья, шум, гам и много посторонних глаз со всех сторон. Предназначение этих заведений – создать иллюзию отдыха. Многие уставшие покупатели останавливаются в таких кафе, чтобы перекусить и передохнуть. Однако, полноценный отдых потребитель здесь не получит и вскоре вновь отправится за покупками, освободив место для других желающих отдохнуть. В итоге кафетерий, арендующий площадь, получил прибыль, а подзарядившийся покупатель проведет в здании еще некоторое время.